Помощь в трудной ситуации
Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т. д)
Категории социально незащищённых детей
- Дети, оставшиеся без попечения родителей
- Дети, проживающие в малоимущих семьях
- Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев
- Дети-инвалиды и с особенностями в развитии
- Дети-жертвы насилия
Организация работы с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:
- Социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);
- Медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей – особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
- Социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с престарелыми родителями);
- Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными и ориентациями);
- Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);
- Криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).
Механизм выявления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего, воспитателей, педагога-психолога) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.
Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.
Признаки неблагополучия:
- утомленный, сонный вид,
- санитарно-гигиеническая запущенность,
- склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания,
- неумеренный аппетит,
- задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии,
- привлечение внимания любым способом,
- чрезмерная потребность в ласке,
- проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием,
- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками,
- трудности в обучении.
В чем проявляются признаки физического насилия в семье:
- в боязливости ребенка,
- в выраженном страхе взрослых; в проявлении тревоги в форме тиков,
- в сосании пальца, раскачивании,
- в боязни идти домой,
- в жестоком обращении с животными,
- в стремлении скрыть причину травм.
С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.
Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, педагог - психолог ДОУ формирует и реализует систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.
- Состав семьи, возраст родителей, их образовательный уровень.
- Жилищные и материальные условия.
- Отношение родителей к своей профессии и общественной деятельности.
- Культурный уровень родителей:
- наличие библиотеки в семье;
- какие книги читают;
- следят ли за периодической печатью;
- посещают ли кино;
- посещают ли театры и концерты;
- посещают ли выставки.
5. Общая семейная атмосфера:
- доброжелательная,
- неустойчивая,
- равнодушная,
- гнетущая, недоброжелательная.
6. Кто из родителей больше всего занимается воспитанием ребенка?
7. Что родители считают важным в воспитании, развитие каких качеств ставят на первый план? (послушание, творческую активность, самостоятельность).
8. Что является предметом основной заботы родителей:
- здоровье детей;
- развитие умственных способностей;
- художественных способностей;
- нравственных качеств.
9. Отношение родителей и других членов семьи к ребенку:
- сверхопекающее;
- ровное, заботливое;
- равнодушное;
- подавляющее.
10. Система воспитательных воздействий:
- согласованность всех членов семьи в вопросах воспитания;
- непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания;
- отсутствие воспитания как системы целенаправленных воздействий.
11. организация совместных форм деятельности в семье:
- вовлечение ребенка Вов се домашние дела и заботы;
- эпизодическое возложение на ребенка отдельных обязанностей;
- ограждение ребенка от всех событий и дел семейной жизни.
12. Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений:
- наличие определенных знаний и готовность их восполнять;
- ограниченность знаний, но податливость к педагогическому просвещению;
- низкий уровень знаний и нежелание задуматься над проблемами воспитания.
13. Осуществлением контроля за поведением и деятельностью ребенка:
- систематическое;
- нерегулярное;
- полное отсутствие контроля.
14. Отношение к детскому саду:
- положительное;
- равнодушное;
- негативное.
15. Взаимодействие семьи с детским садом:
- систематическое;
- эпизодическое;
- отсутствие взаимодействия.
Понятие «неблагополучная» семья.
Семья считается неблагополучной, если родители:
- не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей;
- не исполняют своих обязанностей по содержанию ребенка (детей);
- отрицательно влияют на их поведение;
- жестоко обращаются со своими детьми;
- страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни;
- создают конфликтные ситуации, втягивая в них ребенка (детей).
Факторы социального риска
- Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия
- Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей
- Социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями
- Социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями
- Психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем
- Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие
Ребенок в трудной жизненной ситуации
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска. С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия
Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия
На что стоит обратить внимание
- Утомленный, сонный вид
- Санитарно-гигиеническая запущенность
- Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания
- Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
- Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков
- Боязнь идти домой
- Жестокое обращении с животными
- Стремление скрыть причину травм
Семья считается неблагополучной, если родители:
- не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей
- не исполняют своих обязанностей по содержанию детей
- отрицательно влияют на их поведение
- жестоко обращаются с детьми
- страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни
- создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей
Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта
Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог формирует и реализует систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
В нашем дошкольном учреждении работает консультационный центр по оказанию помощи семьям, воспитывающих детей дошкольного возраста.
Вы сможете получить квалифицированную консультацию от следующих специалистов по вопросам:
Заведующий: информирование граждан об их правах на получение образования, об изменениях в действующем законодательстве в сфере образования
Медицинская сестра: проконсультирует по вопросам формирования здорового образа жизни, проведения закаливания и организации сбалансированного питания детей, даст рекомендации по профилактике различных заболеваний
Воспитатели: проконсультируют по организации условий для творческого развития дошкольников, обучат детей приемам, способствующим творческому развитию детей и организации досуга дома
Музыкальный руководитель: проконсультирует по вопросам музыкального воспитания детей, окажет практическую помощь в проведении досуговой деятельности с детьми в домашних условиях.
Учитель-логопед: проконсультирует по вопросам речевого развития у детей, окажет практическую помощь в проведении артикуляционной гимнастики с детьми в домашних условиях.
В Старооскольском городском округе функционирует территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
МБУ «ЦППМИСП» («Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи») управления образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области
Директор МБУ «ЦППМИСП»:
Устюгова Ирина Александровна
График работы: понедельник — пятница с 9-00 до 18-00
Телефон: 8 (4725) 32-27-30
e-mail: stpsiholog@yandex.ru
Контактная информация:
Белгородская область, город Старый Оскол, м-н Жукова,д.19а
тел. 8 (4725) 32-27-30
e-mail: stpsiholog@yandex.ru
График работы: понедельник-четверг - с 9.00 до 18.00 (перерыв 13.00-13.45)
пятница — с 9.00 до 17.00 (перерыв 13.00-13.45)
суббота, воскресенье — выходной
Адрес территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) Старооскольского городского округа: м-н Жукова, д.19а
Телефон территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) Старооскольского городского округа: 8-950-718-23-87