Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
В МБДОУ "Лапыгинский ДС "Пчёлка" функционирует 4 группы.
Строительно-монтажные и отделочные работы всех помещений выполнены современными строительными материалами.
Групповые и спальные комнаты отделены друг от друга, оформлены в светлых тонах.
Туалетные комнаты оборудованы индивидуальными кабинками с учетом гендерных особенностей детей.
Каждая группа имеет свой вход.
В соответствии с планируемыми возрастными группами помещения укомплектованы необходимым оборудованием: взрослой и детской мебелью, мягким инвентарем, игрушками и пособиями для занятий, хозяйственным инвентарем, техническими средствами обучения.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Музыкально-спортивный зал оснащен современным оборудованием, тренажерами и инвентарем, который используется на физкультурных занятиях, спортивных праздниках, досугах, развлечениях, для повышения у воспитанников интереса к физкультуре и спорту.
С большим удовольствием приходят дети в спортивно-музыкальный зал на занятия, праздники, концерты, спектакли. Здесь они получат положительные эмоции, погружаются в атмосферу радости и красоты. Для решения задач музыкального воспитания и формирования театрально-художественной культуры в зале имеются: фортепиано, аудио- видео-техника, учебно-дидактический материал, различные детские музыкальные инструменты и кукольный театр.
Индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с детьми, консультации для педагогов, адресные встречи с родителями.
Образовательный терренкур
Схема маршрута образовательного терренкура.
Приоритетным направлением в работе каждого дошкольного учреждения согласно ФОП ДО является развитие детской инициативы и самостоятельности, организация детской активности и познавательно-исследовательской деятельности, но при этом необходимо сохранить и укрепить здоровье детей.
Перед нами, как и перед всеми Вами, стоят такие вопросы: Как обогатить нашу прогулку? Как повысить познавательную активность детей, не перегружая их при этом? Как часть образовательной деятельности вынести на улицу?
Решать все эти задачи в комплексе помогают образовательные терренкуры.
Терренкур в переводе с французского означает (фр. terrain – местность, cours – курс лечения) – это метод, предусматривающий дозированные физические нагрузки в виде пешеходных прогулок. В настоящее время термин терренкур чаще употребляют для обозначения специально проложенных оздоровительных маршрутов.
Образовательные терренкуры – это специально разработанные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения или за его пределами с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей.
Цель образовательного терренкура – оздоровление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых.
Задачами образовательного терренкура являются:
– упражнять детей в основных движениях;
– развивать выносливость, ловкость, координацию движений, навыки самоорганизации;
– развивать наблюдательность, любознательность, познавательную активность воспитанников;
– воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, эстетическое восприятие природы;
– формировать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
– формировать эстетическое восприятие дошкольников;
– приобщать детей к здоровому образу жизни;
– побуждать ребенка к проявлению инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности.
За последние годы территория детского сада преобразилась благодаря усилиям педагогов и родителей. Мы старались, чтобы среда стала проблемно насыщенной, приспособленной к нуждам совместной деятельности детей и взрослых, открыта для изменений.
При прохождении образовательного терренкура мы оздоравливаем организм воспитанников, повышаем уровень их инициативы, самостоятельности, двигательной и речевой активности, познавательно-исследовательской деятельности детей и взрослых.
Образовательные терренкуры подразумевают интеграцию следующих образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное и физическое развитие. Но если в своем творчестве пойти дальше, то можно задействовать и речевое развитие, и художественно-эстетическое. Все зависит от тематики терренкура и содержания деятельности на станциях.
Образовательные терренкуры должны проводиться регулярно, в нежаркое время суток в первую половину дня за счет времени, отведенного на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе.
Перед проведением образовательного терренкура детям сообщается цель предстоящей деятельности, проводится беседа о том, какие «станции» они хотели бы посетить. Напоминаются правила поведения на некоторых из них (например, на экологической тропе, в зоне игр на асфальте). Некоторые центры являются временными (сюрпризными) и устанавливаются дополнительно.
На нашей территории мы предлагаем следующие станций:
- Дорожная азбука
- У бабушки на грядке
- Здоровячок
- Дендрариум
- Метеостанция
- Птичье кафе
- У водоёма
Наличие оборудованных библиотек
Специально оборудованного помещения для размещения библиотечного фонда в образовательной организации не предусмотрено.
Учебно-методический комплекс (УМК) и библиотечный фонд соответствуют реализуемым в МБДОУ «Лапыгинский детский сад "Пчёлка"» Старооскольского городского округа Основной образовательной программы дошкольного образования.
Библиотечный фонд для образования детей располагается:
- в методическом кабинете,
- кабинетах специалистов,
- группах детского сада.
Наличие оборудованных объектов спорта
С большим удовольствием приходят дети в спортивно-музыкальный зал на занятия, праздники, концерты, спектакли. Здесь они получат положительные эмоции, погружаются в атмосферу радости и красоты.
Спортивная площадка оснащена спортивным оборудованием для выполнения основных видов движений и повышения эмоционального настроения у дошкольников при проведении физкультурных занятий на свежем воздухе.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
В ДОУ имеются следующие средства обучения :
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы ( образовательные мультимедиа, мультимедийные пособия, сетевые образовательные ресурсы и т.п.);
- аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
- учебные приборы (компас, микроскопы, колбы, и т.д.);
- тренажёры и спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- сотворчество педагога и обучающегося;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.
Для формирования математических представлений имеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари) и пр.
Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительные материалы, деревянные, пластмассовые, конструкторы: «Лего», металлические, деревянные и пр.
Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для составления рассказов, фланелеграф, ширма, разнообразные виды кукольного театра, аудио- и видеоаппаратура, телевизор, энциклопедии и пр.
Для развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня», «Столовая», «Больница», «Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др.), для подвижных игр (маски, дополнительный материал), дидактических игр.
Для познавательной деятельности в группах созданы исследовательские уголки, где имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы.
Для физического развития в группах оборудованы физкультурно-оздоровительный центры (спортивные уголки в группах) , в которых имеются: массажные коврики для стоп, ребристые дорожки, различные гири, спортивные тренажеры, обручи, мячи разных размеров, скакалки, кегли, малый, кольцеброс, мяч баскетбольный, теннисные ракетки, маски и атрибуты для подвижных игр. Все материалы соответствуют экологическим и гигиеническим требованиям. Центры здоровья и физкультуры, в о имеется различное оборудование:
На участке детского сада оборудована спортивная площадка для занятий детей на улице, на которой имеются пособия для равновесия, для укрепления мышц рук, развития ловкости, лазанья, беговая дорожка, яма для прыжков, баскетбольное кольцо, ворота для игры в футбол.
Игровые площадки оснащены песочницами, качелями, столиками для игр и занятий; растет множество видов деревьев, цветущие кустарники, разбиты цветники.
Коллектив ежегодно облагораживает игровые площадки, пополняя новыми постройками и спортивными сооружениями, малыми архитектурными формами для активной физической деятельности воспитанников.
Материалы и пособия, предназначенные детям, доступны и функциональны, обеспечивают необходимые условия для самореализации.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В МБДОУ "Лапыгинский ДС "Пчёлка" осуществляется доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям. В наличии имеются 3 компьютера. Из них три подключены к сети Интернет. Осуществляется доступ к сети Интернет педагогов. Обучающиеся доступа к интернету не имеют.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
В нашем детском саду имеются электронные образовательные ресурсы (интерактивные игры, развивающие программы) по всем направлениям развития и образования детей дошкольного возраста:
- социально - коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно - эстетическое развитие;
- физическое развитие.
К информационным системам и информационно - коммуникационным сетям , к электронным образовательным ресурсам доступ обучающихся не обеспечивается.